Високосные годы Личности События Творчество Интересный мир Арт |
Кто родился 29 февраля Календари 29 февраля 2020 года Христианство |
Интересный мирКто родился 29 февраляДень святого ОсвальдаКасьянов день в народном фольклореА. Н. Афанасьев. Касьян и Никола.Поговорки и частушки о КасьянеЗаговор от нечистого духа c упоминанием КасьянаКасьян и славянские боги29 февраля. Магия чисел (нумерология)
29 февраля 1964 года австралийская пловчиха Даун Фрейзер установила свой 36-й мировой рекорд - 100-метров вольным стилем за 58.9 секунд.
| Касьян и славянские богиСтранное представление о святом Касьяне как о некоем почти демоническом существе уходит корнями в дохристианские представления, в которых конец зимы традиционно связан с различными масленичными обрядами и встречей весны. А весна - свет, солнце, добро обычно в народной мифологии противопоставляется зиме, темноте, злу. Возможно поэтому, а может вследствие других позабытых причин, 29 февраля считалось праздником (вероятно, одним из нескольких в течение года) одного из воплощений Чернобога - Кащея. Созвучие Кащей-Касьян стало основой переноса характера и черт славянского божества на православного святого. ЧернобогЧернобог - соответственно имени темная сторона в дуальном мире белого и черного божеств. При этом злое божество удостаивалось своеобразного поклонения наравне с добрым. Чернобога просили о помиловании, об усмирении злых сил, о примирении. Следует заметить, что Чернобог и Белобог - фактически одни из старейших обитателей славянского пантеона, зародившиеся на заре времен. У них еще нет специализации по метанию молний или выращиванию урожая, они - изначальное воплощение хаоса и порядка, положительных и отрицательных сторон жизни. В определенном смысле Белобог и Чернобог соответствуют китайской традиции инь-янь и их противоборство носит такой же смысл - нет одного без другого и в каждом есть начало противоположности. В некоторых мифах парочка предстает творцами, созидателями мира. В сохранившихся описаниях идолов Чернобог предстает мрачным стариком с посохом в руке. Его окружают могилы, муравьи, пауки, вороны и разные страшные рожи. Чернобог властвует над миром мертвых, повелевает обитателями навьего мира (навь - злая и темная сторона света в противоположность яви). Христианство наложилось на представления о Чернобоге и Белобоге достаточно естественно - Белобог стал просто Богом, а Чернобог превратился в сатану, дьявола, черта. Так что в итоге Чернобог-Кащей, а за ним и Касьян стал весьма противоречивым персонажем - с одной стороны святой, с другой - демон. СтрибогЕстественное развитие мифологии трансформировало общую божественную силу под названием Чернобог в более конкретное и занимающееся строго отведенным делом божество Стрибога (и не только в него). Стрибог входил в число семи важнейших славянских божеств и являлся повелителем ветра. При этом он в большинстве случаев составлял оппозицию Даждьбогу, являясь темным, разрушающим, губительным божеством - но все же необходимым для мира. Стрибог выглядит как старик с посохом с грозным взглядом исподлобья, помимо насылания ветров и ураганов в ряде легенд и сказок он также распоряжается смертью - насылает мор на людей и скот, и, вследствие уже только этого, предстает доовльно злым божеством. Неизвестно, был ли у Стрибога собственный праздник (наверняка был), но почему бы не предположить, что
подходящим временем для такого праздника является конец февраля-начало марта, когда холодные зимние ветра сменяются
более мягкими и несущими долгожданное тепло. КащейЭволюция божеств Чернобога и Стрибога в славянском пантеоне породила фигуру Кащея-Кощея. Кащей предстает перед нами уже в виде сформировавшегося повелителя Нави как некоего подземного царства, мира мертвых. Развитие мифологичесих представлений в сторону усложнения и детализации потребовало этакого злого царя, темного властелина. (Что там говорить, мы и сейчас от "черных шлемов" тащимся.) Размытый образ Чернобога воплощается в Кащее в бога холода, зимы, тьмы, зла - и в качестве логического завершения - бога смерти. Кащей - опять же старик с посохом, в черной одежде, с белой седой головой и бородой, иногда - с атрибутами, указывающими на его статус правителя. (И по сию пору мы изображаем Кащея с короной на голове, во дворце, с челядью и прислугой). Есть свидетельства, что Кащею приносились жертвы, в том числе человеческие. Представления о Кащеевой смерти, что на кончике иглы, а игла в яйце, а яйцо в утке, а утка в зайце, а заяц в сундуке, а сундук на дубу - это чудесная возможность современным мифотворцам искать и находить удивительные параллели с любыми мифологическими идеями. Тут и Великая утка, нырявшая в море за яйцом мироздания. И Ковчег-матрешка, вмещающий неизвестные измерения. И Первое яйцо, из которого высидели белый свет. И Мировое древо, подпирающее ветвями небосвод со звездами. Была бы фантазия, и подходящая теория найдется. Уж больно увлекательна пережившая века идея о возможности смерти для самой смерти - вот и мусолим инструкцию о нахождении Кащеевой иглы так и сяк, вдруг отыщется тайный смысл. Кащея на Руси обязательно вспоминали в последние дни февраля. В ночь, когда февраль переходит в март, старославянские ритуалы предписывали раздавить в руке сырое яйцо птицы, что символизировало конец Кащея - конец зимы и холода. Особо суеверные давили яйца, снесенные несушками на Рождество - чтобы морозов в марте не было. Сомнительно, чтобы массовый перевод хорошего продукта имел сколь-либо серьезное влияние на погоду. Но кто знает, началось же глобальное потепление... У Кащея кроме смерти в яйце была еще одна приметная черта - он "чах над златом". И вспомните, как обычно этот процесс изображают - старичок над сундуками, в руках ключи... Возможно, ключи были одним из предметов, присущих Кащею (не обязательно от злата, может быть от некоего нашего варианта ящика Пандоры?) Во всяком случае, трактовка этимологии имени Кащея допускает весьма разумное толкование, почему это было так. И когда православный пантеон стал завоевывать умы славянских язычников, естественно именно Кащея под личиной святого Касьяна "поставили" на стражу ворот ада (ведь вот же, и ключи у него уже есть). Получился этакий полуязыческий вариант Святого Петра, только сторожащего другие ворота. Интересно, что мифы католичества создали ворота и старика с ключами возле рая (то есть вход в вип-зону только по пропускам). А вот православные возвели ворота в диаметрально противоположном направлении (выход из тюрьмы только с чистой совестью после отсидки). Дед МорозВспомним, что празднование нового года на Руси вплоть до XV века происходило не в сентябре, не в декабре, а 1 марта. И эти древние новогодние ночи, соответственно, не обходились без проводов Кащея - старика с белой бородой и посохом. Бога холода и смерти следовало выгнать до следующей зимы. Ничего не напоминает? Новый год, проводы некоего старичка с посохом... Получается, что это лютый Кащей предстает нам на празднике в виде милого и любимого детьми Деда Мороза. Сложно сказать, был ли собственно Дед Мороз - Бог замерзшей воды, ледостава и мороза как такового - придуман раньше или позже божества смерти. Скорее, они оформлялись в некие цельные образы параллельно. Но определенное перенесение обязанностей по смене года от Кащея к Морозу налицо. Во всяком случае, все мы с детства помним, что старый год = старый дед, который с наступлением нового года уходит. Это соответствует представлениям о "кончине" Кащея с приходом весны, но никак не объясняет исчезновение Мороза, который, наоборот, только лютовать начинает в январе. Провожаем-то, получается, все же Кащеюшку... ВийЕсть еще одно славянское божество, прямо соотносящееся с Касьяном. Это Вий или Ний. Да-да, тот самый, о котором еще Гоголь писал. Вий - бог подземного мира, посмертный судья. Разумеется, и этот бог - старик, но с очень важной и узнаваемой приметой - глаза Вия закрыты длинными веками, поднять которые он сам не в состоянии. А если уж их подняли, от взгляда Вия не ускользнет ничего из жизни смертного. В былинах и записанных в глубинке сказках время от времени встречаются упоминания о старце со столь длинными веками (ресницами и бровями), что их обладатель ничего не видит. То это муж змеи - матери чуда-юда, то незначительный на первый взгляд персонаж в ночном кошмаре богатыря, то слепой отец Святогора. Ясно, что это очень древний образ, связанный с землей (иногда из нее выходящий, часто живущий где-то очень глубоко) и загробным миром.
В загробном мире у Вия очень важная функция - он судья, и в каком-то смысле независим от прочих божественных сущностей.
Вий определяет местонахождение душе в загробном мире, может призвать к ответу любую нечистую силу, которая ему повинуется,
но в то же время Вий является несомненным "игроком" темной, навьей стороны. Кто же такой Касьян?Мысленно прогулявшись по галерее с портретами славянских богов, понимаешь, что фактически народный Святой Касьян не имеет никакого отношения к Иоанну Кассиану Римлянину, который собственно и стал Святым Касьяном в православной традиции. О нет, наш народный Касьян - это бессмертный старик, сторожащий адские ворота; грозный судья, чьего взгляда боятся и живые, и мертвые; суровый святой, находящийся на тонкой и зыбкой границе света и тьмы, зла и добра; странный образ, соединивший язычество и христианство. Вещагина Анна Следующая страница: 29 февраля. Магия чисел (нумерология)
|
Годы Люди Дела Культура Святое Интересное Страшное Календари Арт |
© 29feb.ru, 2008-2024. Високосные годы, 29 февраля, занимательные истории и факты При использовании материалов обязательно: указание автора и активная ссылка на сайт 29feb.ru |
контакты лобби карта сайта |
|